ИТ-маневр: меры поддержки цифрового бизнеса

Отправной точкой стал указ, в котором президент отметил необходимость принять некоторые преференции в отношении налоговых мер и освободить ИТ-компании от различных видов государственного контроля. Но сам по себе указ не имеет прямого юридического действия, поэтому, чтобы воплотить в жизнь указанные меры, необходимы специальные нормативно-правовые акты. 

Указ Президента РФ от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации"

Тема освобождения ИТ-компания от различных видов проверок, в том числе налоговых и соблюдения валютного законодательства, сегодня очень популярна. Если сейчас искать в интернете нормативную информацию по правовым базам, то вас будет постоянно отсылать к ФЗ №46 от 08.03.2022 и постановлению правительства РФ №448 от 24.03.2022. Однако в сферу применения этих документов не входят проверки ни налоговые, ни валютного законодательства. 

Освобождение от налоговых проверок

18 марта Минфин выпустил письмо в котором поручил налоговым органам освободить от проверок аккредитованные ИТ-компании. Единственный критерий для освобождения — наличие аккредитации в качестве ИТ-компании в МинЦифре. Распространяется льгота только на выездные налоговые проверки.

Письмо Минфина РФ № 03-02-06/21331 18 марта 2022 г., Письмо ФНС России от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@  

Исключения:
— Если у налоговой инспекции необходимость или веское основание проверить конкретную ИТ-компанию, то она вправе направить мотивированный запрос вышестоящему налоговому органу. Если он даст добро, то проверка будет проведена даже при наличии аккредитации.

— Если в отношении ИТ-компании уже было вынесено решение о проведении проверки до момента получения территориальным налоговым органом письма о моратории, то проверка все равно будет проведена и завершена.

Освобождение от проверки на соблюдения валютного регулирования

Нет письма освобождающего непосредственно ИТ-компании, есть письмо налоговой инспекции от 5 марта 2022 г. N ШЮ-4-17/2734, согласно которому все граждане и юридические лица освобождаются от проверок валютного законодательства. Но следует понимать, что данная мера в любом случае не распространяется на проверку соблюдения указов президента, связанных с санкциями и новыми валютными ограничениями — именно эти документы вызывают сейчас наибольшее количество вопросов.

Налоговые льготы

Что касается непосредственно налоговых льгот и различных преференций для ИТ-компаний. В принципе подобные меры применяются уже достаточно давно, но поскольку сейчас были введены дополнительные льготы и имеет место новая волна интереса ИТ-компаний к возможности их применения, то подробно их поговорим. 

— Налог на прибыль

Ранее он был 3%. На период с 2022 по 2024 год ставка установлена 0%. С 2025 года ставка вернется к обычным 3%.

пп.1.15 п.1 ст. 284 НК РФ, п.14 ст. 2 ФЗ от 26.03.2022 №67-ФЗ

— Освобождение от НДС

пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ

— Пониженные тарифы по страховым взносам

Снижены до 7,6 %

пункты 3, 5 ст. 427 НК РФ

Везде обсуждаются в основном федеральные меры поддержки, однако Минцифры направило предложение губернаторам регионов и предложила снизить налоговые ставки также и по упрощенной системе налогообложения. В частности пониженные налоговые ставки по УСН действуют в 31 регионе страны: Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Московская обл. и тд. Например, в Санкт-Петербурге налог составляет 1% по системе налогообложения «Доходы» и 5% по система налогообложения «Доходы минус расходы».

Условия получения преференций

Чтобы получить льготы по налогу на прибыль, снизить тариф страховых взносов, получить пониженную ставку по УСН, компании необходимо соблюсти ряд требований:

1. Аккредитация в качестве ИТ-компании в МинЦифры

Чтобы пройти аккредитацию, нужно подать заявление через Госуслуги, рассматривается оно быстро, буквально в течение одного рабочего дня.

Критерии для получения аккредитации:

  • Российская организация

  • Ведение деятельности в области информационных технологий, что подтверждается наличием одного из следующих кодов ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ: 62.01, 62.02, 62.02, 62.02.4, 62.03.13, 62.09, 63.11.1 

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  • отсутствие соответствующих ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ

  • повторная подача, наличие записи об организации в реестре аккредитованных ИТ-компаний (со статусом «Действует») на момент обращения.

Зачастую возникает вопрос, должен ли ОКВЭД быть основным в выписке из ЕГРЮЛ? Такого требования непосредственно для получения аккредитации нет, однако для получения, например, налоговых льгот предполагается что в качестве основного вида деятельности должен быть указан тот, который имеет наибольший удельный вес в общем объеме оказанных услуг. Тем не менее, если профильный ОКВЭД указан в качестве дополнительного, это не является причиной для отказа в аккредитации.

2. Среднесписочная численность работников – не менее 7 человек

Существует два термина "среднесписочная численность сотрудников” и “средняя численность работников”, которые очень важно различать. Достаточно подробно определения описаны в приказе Росстата.

Приказ Росстата №832 от 24.11.2021 г. (пункты 75-78) – четкий алгоритм определения

Вновь созданные организации

Для получения льгот по налогу на прибыль, для пониженных страховых взносов для вновь созданных организаций, и для сниженной ставки по УСН, имеет значение среднесписочная численность сотрудников. Сюда НЕ входят внешние совместители и фрилансеры, с кем работаете по ГПХ.

Существующие организации

Организации, не являющиеся вновь созданными, для возможности применения пониженных страховых взносов используют уже среднюю численность работников. Сюда можно включать фрилансеров и внешних совместителей.

3. Доля доходов от деятельности в области информационных технологий составляет не менее 90 процентов всех доходов организации

Наиболее сложный для соблюдения критерий.

Доходы, которые будут учитываться:

  • Реализация программ для ЭВМ (баз данных) собственной разработки
    Компания должна иметь возможность доказать, что является разработчиком ПО, подтвердить свое участие в процессах разработки программы ЭВМ или его части с помощью любых документов (договоры, должностные инструкции, служебные задания, приказы, пр.) на собственное усмотрение.

Письмо МинЦифры от 11 октября 2021 года.

При этом можно привлекать для разработки субподрядные организации, и нет требования в отношении того, в каком процентном соотношении должна быть разработана программа субподрядчиками и непосредственно правообладателем. 

  • Предоставление права использования программ для ЭВМ (баз данных) по лицензионным договорам
    Распространяется также на ПО с удаленным доступом, например, различные SAAS. Получаемые от использования такого сервиса доходы могут учитываться правообладателем в качестве профильных.

  • Оказание услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ (баз данных) собственной разработки, либо разработки сторонних лиц.

Не имеет значение ваша ли это программа или стороннее ПО, иностранная или отечественного происхождения. 

Письмо Федеральной налоговой службы от 18 декабря 2020 г. № СД-4-3/20902@ “О налоговом маневре в IT-отрасли”.

  • Оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению программ и баз данных, которые организация разработала, либо адаптировала или модифицировала.

Речь идет о ПО, в отношении которых вы ранее проводили работы по адаптации или модификации. Если ваша ИТ-компания просто оказывает услуги по техподдержке, такая деятельность не будет учитываться.

Зачастую при составлении договоров ИТ-компании используют термины «внедрение», «поддержка», «доработка», вместо терминов, указанных в налоговом кодексе — «разработка», «модификация», «адаптация», «сопровождение». 

Конечно, при оказании услуг основную роль играет ее содержание. Если под «техподдержкой» предполагается «сопровождение», которое указано в налоговом кодексе, то она будет включена в профильный доход. Другой вопрос, что когда вы используете в составлении договора термины из налогового кодекса, это значительно упрощает жизнь. Нельзя исключать человеческий фактор, и у иного инспектора при проверке могут возникнуть вопросы.

Не будут считаться профильным доходом:

  • Предоставление прав использования ПО, если такие права состоят в возможности размещения рекламы или поиска контрагентов. Например, различные маркетплейсы  не подпадают под льготу, поскольку вся их деятельность и доход заключается именно в этом.

  • Консультационные услуги
    Исключение: если вы ранее осуществляли разработку ПО, адаптацию и модификацию, а затем приняли проект на сопровождение, то такие услуги консультации будут учитываться.

  • Услуги по проектированию информационных систем

  • Аутсорсинг 

  • Сублицензионные договоры
    Если вы являетесь реселлером или сторонним распространителем ПО, то в данном случае доход не будет учитывать

  • Компенсации от нарушителей авторских прав на ПО

  • Гранты, субсидии на создание и внедрение цифровых решений

Дополнительное требование для пониженной ставки налога по УСН в Санкт-Петербурге: “Размер среднемесячной заработной платы работников не ниже МРОТ, установленного в Санкт-Петербурге. На 1 января 2022 он составляет 21 500 рублей”.

С какого момента можно применять пониженные тарифы

Для получения льгот по налогу на прибыль, пониженной ставки и для пониженных тарифов на страховые взносы, нужно чтобы все условия для получения преференция соблюдались за определенный отчетный период.

Вновь созданные организации

  • Пониженная налоговая ставка 

Для расчета берется квартал. Например, если компания была аккредитована в феврале 2022 года, то применять пониженную налоговую ставку она вправе с января 2022 года. 

  • Пониженные тарифы страховых взносов

Для расчетов берется месяц. Применять пониженные тарифы компания может с того месяца, когда прошла аккредитацию. 

Существующие организации

Для расчетов берется предыдущий год, а не текущий. Все условия должны выполняться за 9 месяцев года, предшествующего году получения аккредитации. Например, если компания была аккредитована в феврале 2022 года, то условия должны соблюдаться с января по сентябрь 2021 года.  

Освобождение от НДС

Если ранее мы говорили о льготах, которые компания может не применять в силу собственных организационных причин, то освобождение от НДС имеет несколько иной механизм, и распространяется на всех последующих реселлеров, сублицензиатов, пр. Нельзя платить налог, от которого нас освободил закон. Нарушение нового правила ведения учета может вызвать цепочку негативных последствий и сказаться на всех контрагентах. 

Освобождение от НДС применяется только в отношении операций на территории РФ по отчуждению исключительных прав на ПО и базы данных, и предоставлению прав использования ПО и баз данных по лицензионным договорам. 

Исключения:

  • Предоставление прав использования ПО, если такие права состоят в возможности для целей размещения рекламы или поиска контрагентов. Например, различные маркетплейсы  не подпадают под льготу, поскольку вся их деятельность и доход заключается именно в этом.

Критерии ПО

  1. Включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

  2. Соответствует основным требованиям к ПО, указанным в ст. 12.1 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации":

    • Исключительные права на ПО принадлежат российскому правообладателю; 

    • Правомерно введено в гражданский оборот и свободно реализовываться на территории РФ;

    • Нет ограничений на распространение ПО на территории РФ, в том числе иностранных;

    • Сведения о ПО не составляют гостайну;

    • Отсутствует возможность принудительного обновления и управления ПО из-за рубежа;

    • Гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация в отношении данного программного обеспечения осуществляется российскими лицами.

Дополнительно

  • Реорганизация предприятий

Когда только был внедрен налоговый маневр, очень у многих компаний был соблазн и желание создать дополнительное юридическое лицо, компанию, на которую можно перевести весь спектр своей деятельности, связанный с разработкой. Юристы и иные консультанты рекомендовали не делать этого, поскольку есть все основания, чтобы признавать такие действия дроблением бизнеса и уходом от уплаты налогов, что влечет за собой серьезные последствия.

Сейчас налоговая подтвердила возможность осуществлять реорганизацию в форме выделения или разделения и указала, что сама по себе реорганизация без искажения фактов о ведении деятельности не может рассматриваться как дробление бизнеса. 

Письмо ФНС России от 17.03.2022 N СД-4-2/3289@ "О налоговых преимуществах, установленных для IT-бизнеса"

  • Грантовая поддержка

Правительством предусмотрено выделение дополнительных бюджетных средств для предоставления грантов на развитие цифрового бизнеса и передовых отечественных технологий.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 №714

  • Льготное кредитование

Аккредитованным компаниям предоставляются льготные кредиты по ставке не выше 3% на обеспечение текущей деятельности.

Иные меры поддержки

Существуют меры поддержки, которые распространяются конкретно на специалистов (физические лица) с целью мотивации остаться в стране и продолжать инновационную деятельность.

  • Отсрочка от армии
    Предоставляется сотрудникам, устроенным в аккредитованные компании по ТК РФ и на нормальную продолжительность рабочего времени. Списки должна подать компания не позднее, чем за 50 дней до начала очередного призыва на службу. В случае увольнения такого сотрудника компания обязана в течение двух недель уведомить военный комиссариат, иначе на организацию может быть наложен штраф до 5 000 рублей.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 490 

  • Ипотека
    Для ИТ-специалистов возраста от 22 до 45 лет предусмотрена льготная ипотека. Льготная ставка в 5% действует только для  трудоустроенных в аккредитованную компанию сотрудников. Если работник увольняется и в течение 3 месяцев не трудоустраивается в ИТ-компанию, ставка может быть пересмотрена.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 №805

Какие изменения ожидаются

  • Сокращение условий получения льгот

Как уже говорили ранее, для получения преференций от ИТ-компании требуется соблюдения трех условий. Сейчас активно обсуждается и рассматривается уже в стадии законопроекта снижение обязательной доли профильного дохода до 70% и исключение условия о количестве работников, чтобы уменьшить ограничения и максимально стимулировать ИТ-отрасль.

  • Расширение состава профильного дохода

Планируется распространить льготы на IT-компании, которые занимаются исключительно сопровождением ПО, поскольку там тоже может быть задействован серьезный объем работ, связанный с технической составляющей. Сейчас чтобы применять льготы нужно ранее произвести работы по разработке, адаптации и модификации ПО.

  • Упрощенное трудоустройство для иностранцев

Для иностранцев, привлекаемых для работы в аккредитованные ИТ-компании, планируется внедрить процедуру упрощенного трудоустройства.

Дополнительный перечень писем

Здесь приведен перечень писем, связанных с регулированием налогов, освобождением от проверок, разъяснениями Минцифры касательно определений терминов, и другие полезные материалы по теме, которые стоит изучить.

  • Письмо Минцифры России от 27.01.2022 N П11-2-05-200-3571 

  • Письмо Минцифры России от 11.10.2021 N П11-2-05-200-44970 

  • Письмо МинЦифры России от 7 сентября 2021 г. N П11-2-05-200-38749 

  • Письма Минфина России от 21.01.2022 N 03-03-06/1/3410, от 10.12.2020 N 03-03-10/108118 (направлено Письмом ФНС России от 27.01.2021 N СД-4-3/883@)

  • Письмо Минфина России от 29.10.2021 N 03-03-06/1/87677 

  • Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ 

  • Письмо Минфина России от 12.11.2021 N 03-03-07/91479, Приложение к Письму Минфина России от 18.12.2020 N 03-07-07/111669

  • Письма Минфина России от 26.11.2021 N 03-03-06/1/95812, от 19.11.2021 N 03-03-06/1/93783 

  • Письмо ФНС России от 03.03.2021 N СД-4-3/2692@ 

  • Письма Минфина России от 25.02.2021 N 03-03-06/1/13104, от 04.12.2020 N 03-03-06/1/106185. 

  • Письмо ФНС России от 09.04.2021 N СД-19-3/174@ 

  • Письмо Минфина России от 18.02.2022 N 03-03-07/11599

  • Письмо Минфина России от 01.11.2021 N 03-15-06/88336 

  • Письмо Минфина России от 22.03.2022 N 03-03-06/1/22054 

  • Письма ФНС России от 20.02.2021 N СД-4-3/2160, от 20.02.2021 N СД-4-3/2249@, от 21.01.2021 N СД-4-2/561@) 

  • Письмо МинФина от 08.04.2021 N 03-03-06/1/26170 

  • Письма Минфина России от 11.12.2020 N 03-15-06/108616, от 08.04.2020 N 03-15-05/27777, от 04.02.2020 N 03-15-06/6886 

  • Письмо Минфина России от 09.02.2021 N 03-15-05/8406

  • Письма Минфина России от 10.02.2022 N 03-15-06/9004, от 25.11.2021 N 03-15-09/95324, от 27.09.2021 N 03-15-06/78062, от 23.11.2020 N 03-03-06/1/101948) 

  • Письмо МинФина от 23.09.2021 N 03-15-07/77271 (направлено Письмом ФНС России от 16.12.2021 N БС-4-11/17658@) 

  • Письмо Минфина России от 03.02.2021 N 03-07-07/6775

  • Письмо Минфина России от 12.02.2021 N 03-07-08/9626

  • Письма от 27.01.2022 N 03-07-07/5364, от 02.04.2021 N 03-07-08/24544, от 16.11.2020 N 03-07-08/99545 

  • Письма МинФина от 08.02.2021 N 03-07-07/8020, от 20.11.2020 N 03-07-08/101332, 

  • Письмо Минфина России от 27.11.2020 N 03-07-08/103682 

  • Письмо Минфина России от 08.12.2020 N 03-07-08/107116 

  • Письмо Минфина России от 22.12.2020 N 03-07-07/112469 


Координационный
совет SPECIA
Санкт-Петербург,
8-я Красноармейская ул., д.10