Влияние импортозамещения на российские ИТ-компании

В свете последних событий вопросы автоматизации и цифровизации стали актуальны как никогда. Сфера ИТ — одна из самых быстро развивающихся, а повышенный спрос на ИТ-услуги еще больше простимулировал процессы импортозамещения и развития отечественного сегмента. 


Влияние геополитической обстановки и санкций на процессы автоматизации и цифровизации

Процессы автоматизации и цифровизации по-прежнему остаются в тренде. Уход крупных поставщиков программного обеспечения и курс на импортозамещение дали мощный толчок к активизации российского ИТ-сектора. Ускоренный переход на отечественный софт только повысил спрос на ИТ-услуги и отечественное ПО в особенности. Вопрос импортозамещения в нашей стране начал активно обсуждаться еще с 2014 года, но реализации проходила недостаточно быстро. 

Кризис стал катализатором перемен, которые давно были необходимы. В сложившейся ситуации каждый бизнес стремится сократить издержки. И как один из способов решения этой задачи — автоматизация и цифровизация своей деятельности.

За последнее время требования внутреннего законодательства существенно ужесточились. Выбор программного обеспечения сократился, ограничившись исключительно отечественными разработками. Особое внимание сейчас уделяется безопасности внедряемых систем, ведь большинство зарубежных программ больше не будут поддерживаться и обновляться на территории РФ. Даже если пользователю удастся продолжить работать с софтом, он может столкнуться с постоянно нарастающим числом ошибок, которые не исправляются, проблемами с безопасностью и повышенным риском вирусных атак.


Отечественные программные продукты, которые помогают заменить зарубежный софт

В полной мере одномоментно заменить функционал, некоторых зарубежных ПО будет сложно, особенно если это большие программные продукты типа SAP, SharePoint или Dynamic, которые представляют собой очень большой комплексный продукт. Чтобы их заменить сейчас нужен целый набор различного отечественного ПО, который нужно еще связать между собой для комфортной работы. Либо использовать продукты компаний, которые не планируют уходить с российского рынка в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Сегодня самыми востребованными на рынке ИТ-продуктами являются программы в сфере информационной безопасности, CRM-системы и таск-менеджеры, узкоспециализированный софт, программы для инжиниринга, дизайна и проектирования, а также сервисы видеосвязи и офисные программные решения.

Произошел большой толчок в сторону комплексного подхода к импортозамещению того или иного продукта. Команды объединяются в альянсы и придумывают сочетания нескольких отечественных программных продуктов, которые могли бы так или иначе заменить крупных игроков. 

В сфере корпоративных решений, в которой ARTW работает много лет, одно из самых очевидных и востребованных сочетаний — это «Битрикс24» и «1С» в различных его модификациях. Комплексный продукт «1С-Битрикс24» несет в себе очень большой инструментарий, и как разные сочетания этих продуктов, и благодаря возможности интегрировать множество других ПО в тех сферах, которые «Битрикс24» и «1С» не покрывают. 

«1С-Битрикс24» способен не только оптимизировать работу компании, но и существенно сократить расходы, что сейчас очень важно для большинства компаний. Система гибкая и при грамотной настройке способна закрыть любые потребности бизнеса от учета рабочего времени до запуска маркетинговых кампаний.


Задачи, с которыми клиенты сейчас обращаются в IT-компании

Множество компаний вынуждены в сжатые сроки искать подрядчиков под бизнес-задачи, автоматизацию и разработку нового ПО. Задачи особо не поменялись, но если раньше к нам приходили в спокойном режиме с запланированными бюджетами и обширными, сформулированными задачами, то сейчас к нам приходят больше в режиме пожара: «Всё пропало, нужно срочно внедрять, автоматизировать!».

Бизнес не всегда может четко сформулировать техническое задание, поэтому значимую роль получает аналитика и консалтинг. Чаще всего к нам приходят с общим представлением о конечном результате. Именно поэтому мы уделяем много внимания предпроектной аналитике, в процессе которой стараемся конкретизировать задачи и «положить» их на функционал конкретного ПО, набора программных решений.  

В процессе исследования вскрываются «боли» бизнеса, которые во время кризиса стали восприниматься значительно острее. Если говорить грубо, то основной пул задач можно разделить на три направления:


1) Автоматизация работы компании, повышение эффективности работы, создание инструментария для всех подразделений: отдел продаж, производство, стройка и т.д.
Боли — проблемы с резервированием товара, дублирование, низкая конверсия в сделку после первого звонка и т.д.
Решение — телефония, шахматка, БП, календарный план и тд.

2) Создание единой коммуникационной платформы для общения с клиентами.
Боли — снижение лояльности клиентов от частых звонков разных отделов, отсутствия удобных для клиента каналов связи, низкая скорость ответа специалистов. Клиент очень избалован: если раньше многие вопросы можно было решить одной личной встречей, то сейчас прежние инструменты уже не так эффективны.
Решение — создание омниканальной платформы, интеграция с мобильным приложением, чат-бот, чат-платформа.

3) Создание корпоративного портала, единой комфортной рабочей среды для сотрудников.
Боли — низкое качество внутренних коммуникаций, долгая реакция на внутренние заявки, сбой в БП в результате перехода на удаленный режим работы
Решение — удобное удаленное рабочее место, экосистема для внутренних коммуникаций, поддержки процессов и развития HR.

Переход на отечественное ПО процесс небыстрый, но трансформация реальна. Запуск MVP новой системы может занимать от 3 до 5 месяцев, но нужно учитывать, что понадобится определенное время, чтобы провести адаптацию сотрудников к новым инструментам, а также каждый проект нуждается в регулярной поддержке и развитии, ведь потребности бизнеса непрерывно меняются, штат расширяется, открываются новые направления, появляются новые процессы.


Эфир на Business FM Санкт-Петербург с Антоном Рачко, руководителем отдела корпоративных внедрений ИТ-компании ARTW.

Координационный
совет SPECIA
Санкт-Петербург,
8-я Красноармейская ул., д.10